"Дельта-Банк" - система обслуживания клиентов банка в режиме "on-line"

Автоматизированная система банковского обслуживания населения (АСБОН) "Дельта-Банк" предназначена для выполнения банковских операций по обслуживанию физических и юридических лиц:

  • автоматизация операционно-кассовой работы Банка;
  • функции, выполняемые АСБОН "Дельта-Банк";
  • архитектурные и технологические решения;
  • схема обработки информации по уровням Банка;
  • защита информации;
  • взаимодействие со специализированными техническими средствами;
  • эксплуатационные характеристики;
  • поддержка новых банковских технологий;
  • сведения о внедрениях.

Автоматизация операционно-кассовой работы банковского учреждения

"Дельта-Банк" полностью автоматизирует деятельность в филиалах и отделениях Банка по обслуживанию физических и юридических лиц. Это обеспечивается автоматизированными рабочими местами (АРМ) операционно-кассовых работников, которые непосредственно обслуживают Клиента и осуществляют прием и распечатку выходных форм отчетности в течение операционного дня.

В состав АСБОН "Дельта-Банк" входят следующие АРМ:

  • АРМ управляющего;
  • АРМ администратора БД;
  • АРМ бухгалтера;
  • АРМ последконтроля;
  • АРМ оператора;
  • АРМ кредитования.

Система "Дельта-Банк" характеризуется:

  1. Отсутствием "бумажной" картотеки лицевых счетов. Вся информация о Клиенте и образец его подписи хранится в Базе данных (БД) системы в электронном виде и выводится на экран монитора по запросу оператора.
  2. Возможностью выполнения Клиентом Банка операций по лицевому счету из любого филиала Банка или другого отделения.
  3. Автоматическим выполнением проводок всех операций по специальным бухгалтерским счетам и поддержкой динамического баланса отделения Банка.
  4. Наиболее полной настройкой плана счетов, системы операций и соответствующих им проводок специальными программными средствами.

Средствами АСБОН "Дельта-Банк" выполняются функции:

  1. Вкладные операции с различными валютами для физических лиц в разрезе 67 видов вкладов по действующим инструкциям Банка.
  2. Зачисления средств на лицевые счета Клиентов, в т.ч. "зарплатные проекты", по электронным ведомостям, а также по спискам, вводимым вручную.
  3. Покупку/продажу/конвертацию наличной валюты, дорожных чеков и других расчетных средств.
  4. Обслуживание Клиентов по международным пластиковым карточкам Visa, EC/MC, Maestro, Cirrus.
  5. Кредитование физических лиц.
  6. Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, в том числе в иностранных валютах.
  7. Прием и обработка коммунальных и других платежей населения.
  8. Работа с драгоценными металлами.
  9. Работа с ценными бумагами и прочими операциями Клиентов.
  10. Информационно-справочное обслуживание Клиентов.

АСБОН "Дельта-Банк" позволяет списывать со счета средства по постоянным поручениям в автоматическом режиме, а также по разовым безналичным платежам и расчетам. Для осуществления коммунальных платежей используются постоянные поручения с развитой системой тарификации.

Операции с международными пластиковыми карточками осуществляются через Процессинговый центр Банка с помощью встроенных программных средств взаимодействия с СЭП (стандарт НБУ и международных платежных систем).

Операция, введенная с рабочего места (РМ), циркулирует в электронной сети со всеми реквизитами (где, кем и когда введена, куда послана) и автоматически участвует во всех балансах. У операторов нет необходимости ее ручного повторного ввода и существенной проверки качества ввода на этапе последующего контроля, бухгалтерского учета.

Архитектурные и технологические решения

Главный принцип системы "Дельта-Банк"– использование централизованной Базы данных. Такой подход обеспечивает обслуживание Клиента в любом филиале отделения, а при наличии 'on-line' связи между отделениями – обслуживание Клиента в любом филиале города или региона.

Обеспечение эффективности функционирования системы автоматизации на основе идеологии "Клиент – Сервер" достигается при сравнительно простых и дешевых РМ операторов и надежных мощных Центрах обработки информации, рассредоточенных на 2-м и выше уровнях иерархии системы и на 1-м уровне как временное решение (режим 'off-line'). Структурная схема системы представлена на рисунке:

Схема обработки информации на различных уровнях управления банка, реализованная в АСБОН "Дельта-Банк"

Основная функция РМ оператора – обеспечить диалоговое взаимодействие по обслуживанию Клиентов, т.н. Front Office, а функции Центров обработки – выполнение основных преобразований и запросов, и ведение прикладных Баз данных, т.н. ядро и подсистема Back Office.

Такое построение, в целом, обеспечивает эффективное, быстрое и надежное обслуживание Клиентов Банка при сравнительно низких финансовых затратах на функционирование.

1-й уровень – Филиал Банка

На уровне Филиала банка обеспечивается прием и распечатка "Дневника операционного дня".

Система позволяет комплексировать различные реализации РМ оператора 1-го уровня (уровень филиала) на уровне отделения благодаря стандартизированному общему интерфейсу.

При наличии каналов коммутации локальные БД по обслуживанию Клиентов с уровня филиалов вливаются в централизованные БД отделений (2-й уровень). В дальнейшем возможно слияние БД отделений в БД регионального Операционного отдела банка (3-й уровень).

РМ оператора взаимодействуют напрямую (On-line) либо через локальные БД (Off-line) с Центрами обработки (Процессинговыми центрами – 2-й уровень), располагающимися в Отделениях банка.

2-й уровень – Отделение Банка

На уровне Отделения банка, кроме АРМ операционной части, реализованы Центр обработки информации и рабочие места внутренних служб банка.

Одним из главных компонентов Центра обработки информации является ОДБ "Скарб", обеспечивающий консолидацию всей бухгалтерской информации, статистики, планово-экономических показателей и взаимодействия с СЭП.

Центр обработки информации выполняет следующие функции:

  • хранение всей базы банковской информации;
  • обработка транзакций АРМ;
  • учет и регистрация сотрудников банка, работающих с "Дельта-Банк", и всех выполняемых ими операций;
  • проведение операций по настройке АСБОН "Дельта-Банк", подготовке магнитных карт, вводу в БД подписей Клиентов;
  • формирование и распечатка отчетных документов.

Взаимодействие между Отделениями банка выполняется по выделенным скоростным линиям связи через Центр коммутации. В Центре коммутации система автоматически ведет журнал всех транзакций, а также формирует "Дневник операционного дня" и "Ведомость взаимных расчетов" между отделениями.

АСБОН "Дельта-Банк" позволяет, с помощью встроенных средств, формировать различные формы отчетности и показатели работы Отделения и передавать их по системе электронной почты в Операционный отдел банка.

3-й уровень – Операционный отдел Банка

В Операционном отделе банка функционирует Центр коммутации и Центр обработки информации 3-го уровня. Центр обработки информации ведет БД для обслуживания физических лиц по внутренней МК для Клиентов Банка (Off-line) и ОДБ Расчетного центра Операционного отдела для обеспечения взаиморасчетов подразделений Банка региона и других регионов Украины.

Центр коммутации также обеспечивает передачу транзакций в Процессинговый центр МПК для связи с международными платежными системами.

4-й уровень – Операционное управление Банка

На уровне операционного управления банка функционирует Процессинговый центр банка.

Защита информации

Важнейшее требование банковской технологии – соблюдение режима секретности, конфиденциальности, достоверности информации в системе и наличие прав доступа к ней. Поэтому в АСБОН "Дельта-Банк" поддерживается несколько уровней защиты информации:

  1. Система прав доступа сотрудников Банка. Используются имена и пароли пользователей.
  2. Система прав доступа к лицевому счету Клиента и его доверенных лиц. Реализована "электронная" подпись (согласно требованиям НБУ) для удостоверения личности Клиентов и электронных юридических документов типа платежных поручений. Доступ к лицевому счету обеспечивается также с помощью пластиковых магнитных карточек.
  3. Программно-аппаратные средства защиты информации.
  4. Специальные программные методы шифрования и сжатия информации структур данных и лицевых счетов;
  5. Организация обслуживания Клиентов и диалогового процесса на РМ.

Основной акцент в обеспечении надежности программного продукта и защите целостности Базы данных сделан на центральной части системы, к которой относятся диспетчер транзакций и файл-сервер.

Взаимодействие со специализированными техническими средствами

В системе поддерживаются технологии работы со специализированным банковским оборудованием:

  • устройства чтения пластиковых магнитных карточек;
  • устройства ввода ПИН-кода;
  • банкоматы;
  • POS-терминалы;
  • устройства персонификации пластиковых магнитных карточек;
  • устройства кассового обслуживания;
  • автоматические сейфы для кассира;
  • сканеры (ввод образца подписи, печати юридического лица).

Важные эксплуатационные характеристики системы, обеспечивающие ее эффективность

Производительность системы "Дельта-Банк" поддерживается на уровне 20-ти транзакций в секунду.

Время реакции на запрос составляет порядка 1-2 секунды и не зависит от типа запроса, например: запросы типа справки о состоянии лицевого счета или поиск по ФИО по всей Базе данных с количеством счетов порядка 150 тысяч, выполняются примерно за одно и то же время.

Время графического построения образца подписи из БД для удаленных филиалов составляет порядка 2-5 секунд.

АСБОН "Дельта-Банк" реализована в двух вариантах:

  • на платформе Windows NT с использованием MS SQL v.7.0;
  • на платформе NOVELL Netware 4.1 с использованием Базы данных PARADOX.

Для работы системы могут быть использованы как выделенные линии связи, так и цифровые каналы, полученные методом уплотнения существующих ЛС (телефонных, телеграфных, телетайп).

Программный продукт позволяет наращивать объемы внешних запоминающих устройств, обеспечивая тем самым существенный рост БД.

Поддержка новых банковских технологий

Программный продукт предоставляет возможность организации обслуживания Клиента с использованием системы телебанкинга.

Реализованные в системе "Дельта-Банк" программные средства позволяют Клиенту Банка получить информационный доступ к своему счету через Internet.

Реализована возможность обслуживания физических лиц по вкладам с овердрафтом, которая преимущественно используется в "зарплатных" проектах при согласовании с организацией вкладчика.

Организован и обслуживается "Универсальный" счет Клиента, включающий все виды его лицевых счетов.




Контактное лицо: Смольников Владимир Александрович

тел.: +380 44 280-22-60
эл.адрес.: vladimir.smolnikov@itecs.kiev.ua